Организовать идеи — немалый труд. Многие писатели и ораторы признавались, что для них это было самой тяжелой частью работы. Однако отличительная черта образованного человека именно в том и заключается, что, по выражению Кольриджа, «ум его методичен». Каждое законченное произведение, которое вызывает почтительное внимание,— будет ли оно написано, произнесено, создано на полотне или высечено из мрамора,— должно иметь форму. Форма или структура облекается в материал со всеми свойственными ему изобразительными богатствами, оттенками, колоритом. Но каково бы ни было произведение искусства или продукт ремесла, прежде всего оно должно иметь форму. Все успешно выступающие ораторы хорошо это знают.
В частности, зачем учащемуся нужно готовить конспект речи? Во-первых, без" него невозможно будет по-настоящему знать взаимосвязь идей: студент даже не будет ясно отдавать себе отчет в том, что идеи представляют собой, пока не разместит их в известном порядке, наметив основные тезисы, подтезисы и вспомогательные данные. Во-вторых, без приведения их в систему учащемуся не будет видно, где он чересчур подчеркнул тс или иные факты и соображения, где недостаточно осветил, а где совсем не уделил им внимания. Короче говоря, пока нет предварительного наброска, речь не имеет формы.
РАБОТА НАД КОНСПЕКТОМ
Единственная цель набросков не красота, не эффектность заранее написанной речи, а ее доходчивость при выступлении. Работа над конспектом достигает этой цели, если ее проделывать, не боясь повторений и не забывая о назначении речи и о слушателях. Если вас сразу же удовлетворит первый проект, который придет в голову, лучше было бы совсем его не составлять. Первоначальный полезный шаг к наилучшей систематизации — это составление без всякой классификации перечня фактов и соображений, которыми вы запаслись гари подготовке. Затем нужно поработать над конспектом, отбирая главные положения и размещая под ними подчиненные. Далее критически проверьте всю структуру: выясните, что пропущено, и уберите все не относящееся к делу. Может случиться, что после составления первого конспекта понадобятся новые данные для одного или нескольких пунктов.
При работе над конспектом необходимо придерживаться следующих девяти правил, которые предупреждают наиболее частые и серьезные ошибки учащихся при составлении конспекта и потому крайне для них необходимы.
1. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
Существует два наиболее употребительных способа составления конспекта: краткая запись одних только наименований пунктов и запись законченных предложений. Первый состоит в более или менее систематизированном сочетании слов и отдельных выражений, вызывающих в представлении оратора законченную мысль. Такой прием с успехом могут применять опытные ораторы, которые благодаря практике и широкому знанию предмета в состоянии полностью удерживать в памяти весь строй речи.
Не без успеха его могли бы применить и новички, если бы они брали на себя труд точно и исчерпывающе определить мысль, заключенную в слове-наименовании. К сожалению, это бывает редко. Практически к первому способу многие ораторы прибегают, чтобы уклониться от систематического обдумывания. Кроме того, он непригоден в большинстве случаев на занятиях при подготовке под наблюдением преподавателя или его ассистента, так как смысл отдельных слов и выражений часто бывает понятен только автору. Наименее всего он применим для агитационной речи, построенной на логической связи идей.
Имеются существенные различия между обычным или подработанным конспектом, включающим законченные суждения, и конспектом-резюме. И тот и другой состоят из законченных суждений, но последний представляет собой исчерпывающее чисто логическое построение, в то время как в первом не ставится целью исчерпать все доводы в защиту основного положения. Если оратору кажется, что некоторые из доводов не требуются для данной аудитории, он может обойтись без них.
2. РАЗДЕЛИТЕ КОНСПЕКТ НА ТРИ ЧАСТИ
Введение. Даже в очень коротких речах необходимы две-три фразы, чтобы вызвать внимание, формулировать и пояснить свои намерения и вообще подготовить почву для выполнения задания. Эти вводные замечания нужно вкратце упомянуть в своем конспекте. Например:
I. (Подход к теме.) Знаете ли вы действительно, что такое великий человек?
II. (Конкретная цель.) Я хочу привести несколько фактов, раскрывающих образ великого человека.
III. (Пояснение.) Эти факты имеют отношение не к его общественной деятельности, а к его частной жизни, так как мне посчастливилось лично знать данного человека как своего соседа.
IV. (Предварительный обзор основных пунктов главной части.) Благодаря знакомству я узнал:
A. Что он представлял собой в молодости. Б. Каков он как супруг и отец.
B. Каков он как друг.
Во многих случаях не все эти стадии развития необходимы; можно комбинировать две или три из них и менять порядок. Можно помедлить с пояснением своего замысла, чтобы обострить внимание слушателя. Именно поэтому в приведенном выше примере долго не называлось имя великого человека.
Вступительные стадии, планирование главной части и заключения будут подвергнуты детальному обсуждению в главе X о плане информационной речи и в главе XII о плане агитационной речи. Здесь мы заняты только вопросами конспекта.
Главная часть. Разделы главной части речей, имеющих только развлекательное или познавательное значение, включают не все главные идеи и вспомогательные данные, которые необходимо по возможности оттенить, а только существенные, имеющие значение с точки зрения вызываемого ими интереса и создающие представление о предмете. Разделы главной части агитационной речи должны включать все доказательства, доводы и другие данные, необходимые для должного воздействия. Главная часть конспекта для обоих видов речей должна быть достаточно детальная, чтобы в общем отметить все пункты речи.
Заключение. Заключение содержит короткие подытоживающие утверждения и другие завершающие замечания, назначение которых обострить интерес и иным способом вызвать желательный отклик аудитории. Каждое из заключительных утверждений вкратце отмечается в конспекте.
3. ПРИМЕНЯЙТЕ ОБЩЕПРИНЯТЫЙ СПОСОБ ОБОЗНАЧЕНИЙ
Обозначение должно указать на главную, сочиненную или подчиненную роль раздела. Каждое обозначение должно быть помещено в конспекте в виде ясного абзаца.
Различное значение разделов показано в следующем примере:
I..................
А......................
1..........................
а.........................
1) ......................
а) ....................
Три главные части конспекта обычно указываются терминами «введение», «главная часть», «заключение». Для них не нужны особые обозначения; таким образом, римская нумерация применяется только для главных разделов каждой из частей:
Введение
I................................
II................................
и т. д.
Главная часть
I. ...............................
II................................
и т. д.
Естественно, что вы наметите по крайней мере два раздела равного значения, но в некоторых особых случаях возможны исключения из правила. Тот или иной пункт иногда иллюстрируется лишь одним примером или одним подкрепляющим фактом:
I. Нет места своеволию в обществе, где интересы противоречивы.
А. Там, где начинается нос моего ближнего, кончается моя свобода размахивать руками.
II..........................
Здесь, в сущности, мы имеем то, что принято называть речью из одного пункта, в которой один главный раздел представляет собой всю главную часть. Она характерна для кратких выступлений, когда только один довод или главная идея составляют сущность конкретного задания оратора или когда в его намерение входит обсуждение лишь одного вопроса. Но было бы неправильно отметить поставленную оратором цель как единственный раздел главной части.
4. РАЗМЕЩАЙТЕ РАЗДЕЛЫ В СООТВЕТСТВИИ С ИХ ПОДЛИННЫМ ВЗАИМООТНОШЕНИЕМ
Это самое важное и чаще всего нарушаемое правило конспектирования речи. Нельзя подчинить один пункт, по существу, другому, только механически поставив его в подчиненное положение. Хороший способ проверить правильность определения роли каждого пункта заключается в следующем. Посмотрите, подойдет или не подойдет подчиняющий союз (потому что, поскольку и т. д.) между одним пунктом и другим, поставленным в подчиненное положение, и подойдет ли сочиняющий союз (и, но, или) между двумя равнозначными пунктами.
Пример:
Неправильно:
I. Хороший игрок в гольф смотрит на мяч . (и)
II. Взгляд, устремленный вверх до того, как клюшка коснется мяча, выведет корпус игрока за линию размаха........(так как)
А. Если размах будет не в надлежащей линии, соприкосновение с мячом произойдет под углом, благодаря чему мяч будет срезан или скошен.
Правильно:
I. Хороший игрок в гольф смотрит на мяч..............(так как)
А. Взгляд, устремленный вверх до того, как клюшка коснется мяча, выведет корпус торока за линию размаха . . . . (и)
Б. Если размах будет не в надлежащей линии, соприкосновение с мячом произойдет под углом, благодаря чему мяч будет срезан или скошен.
Чтобы не казалось, что правильное соотношение идей только самоцель и вызвано стремлением к внешнему совершенству, проверьте и убедитесь, что приведенное выше правильное соотношение является прямым результатом логического рассуждения. При логически проверенном соотношении каждая последующая идея будет более ясной и для оратора и для слушателя.
Если можно соединить одно утверждение с другим, поставленным в подчиненное положение, посредством слав а потому, надо думать, они даны в обратном, неправильном порядке.
Неправильно:
I. Многие беспомощные жертвы бедствия возлагают свои надежды только на Красный
Крест .........(а потому)
А. Наш долг оказать ему поддержку.
Правильно:
I. Наш долг оказать поддержку Красному Кресту........ . (потому что)
А. Многие беспомощные жертвы бедствия возлагают свои надежды только на него.
Разумеется, при произнесении речи нет нарушения, если подтверждающий факт будет приведен раньше, чем положение, подлежащее доказыванию. Но безукоризненно составленный конспект позволит оратору и слушателю иметь ясное представление, что к чему.
Если размещение пунктов неправильно, то исправить его можно двумя способами: а) простым изменением их роли и последовательности или б) новой формулировкой одного или более пунктов, чтобы их соотношение стало правильным.
5. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ТОЛЬКО ОДНИМ ОБОЗНАЧЕНИЕМ ПЕРЕД КАЖДЫМ СУЖДЕНИЕМ И ТОЛЬКО ОДНИМ СУЖДЕНИЕМ ПОСЛЕ КАЖДОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ
Ошибка, состоящая в применении двух обозначений, почти всегда указывает на какой-то пробел в мышлении оратора. Слушатель не всегда в состоянии его восполнить.
Неправильно:
I. А. «Маленькая красная школа» прошлых времен была (бедно обставлена.
Б. Часто она была переполнена. В. 1. Учителя плохо оплачивались.
2. Обычно они плохо были подготовлены.
3. Часто юани бывали перегружены.
Правильно:
I. «Маленькая красная школа» прошлых времен имела много недостатков.
A. Она было плохо обставлена.
Б. Часто бывала переполнена.
B. Обучение стояло на низком уровне.
1. Учителя плохо оплачивались.
2. Обычно они были плохо подготовлены.
3. Нередко они бывали перегружены. Ошибка, заключающаяся в применении более чем одного суждения при одном обозначении,— обычный результат поверхностной систематизации.
Неправильно:
А. Рак кожи—наиболее легко излечимый вид рака при условии применения надлежащих мер предосторожности.
1. ...................
2. Нужно относиться с осторожностью к родинкам и бородавкам. Они могут перейти в рак. Большинство из них не опасно, но если они разрастаются или значительно видоизменяются, необходимо обратиться к врачу, который сможет успешно их удалить.
Правильно:
А. Рак кожи — наиболее легко излечимый вид рака при условии применения надлежащих мер предосторожности.
1....................
2. Родники и бородавки не представляют угрозы, если проявить осторожность.
а) Большинство из них не опасно.
б) Если посоветоваться с врачом немедленно после того, как станет заметно существенное внешнее изменение родинки или бородавки, то он сможет успешно удалить ее.
6. ТЕЗИС ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОСТАТОЧНО ПОДКРЕПЛЕН ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМИ ПУНКТАМИ, РАСПОЛОЖЕННЫМИ ПОД НИМ
Конечно, правило одинаково применимо к взаимоотношению тезисов и конкретного задания. Если подтезисов для речи, не преследующей агитационной цели, достаточно, то, значит, достаточно материала, который вызывает интерес и вносит в вопрос должную ясность. В речи агитационного характера это означало, что подтезисов достаточно, чтобы склонить слушателя к тому или иному убеждению.
В агитационной речи, имевшей целью доказать, что большее число фермеров США должно заняться сельским хозяйством на Аляске, студент развивал третий главный раздел речи следующим образом.
III. На Аляске много хороших земель, которые нетрудно получить.
A. Для сельского хозяйства еще имеется пространство, равное территории Южной Каролины.
Б. Большая часть этих земель может пойти под участки для переселенцев.
B. Достижения фермера Пауля Саткоса из Ричмонда (штат Виргиния) показывают, как много других фермеров добились бы успеха, если бы занялись хозяйством на Аляске.
Подтезисов здесь недостаточно. Такая аргументация только внешне кажется приемлемой. В ней недостает существенно важного подтезиса. Не один, так другой критически настроенный слушатель, особенно если он имеет опыт в сельском хозяйстве, может сказать: «Пожалуй, все преимущества налицо, но я не убежден, что еще осталось много или хоть сколько-нибудь хорошей земли». Ясно, что необходим еще четвертый подтезис, отвечающий на данный вопрос.
7. ИЗБЕГАЙТЕ СУЖДЕНИЙ СЛОЖНЫХ И С РАЗНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ
Неправильно:
1. Много новых областей открывается в медицине, и большинство из них подходит для женщин-врачей.
Правильно:
1. Много новых областей открывается в медицине.
2. Большинство из них подходит для женщин-врачей.
Впрочем, чтобы избежать многословия и сократить объем конспекта, краткие данные могут быть перечислены при помощи слов и выражений, помещаемых в виде столбца.
Например:
А. Китайский философ Лин Ютан утверждает, что современный человек, ищущий внутреннего удовлетворения, должен преодолеть три большие суеты:
1. Суету богатства.
2. Суету славы.
3. Суету власти.
8. ИЗБЕГАЙТЕ ЧАСТИЧНОГО СОВПАДЕНИЯ РАЗДЕЛОВ ИЛИ ИХ НЕСОВМЕСТИМОСТИ
В следующем примере подраздел Д частично совпадает со всеми остальными и несовместим с ними, так как он говорит о следствиях причин, указанных в других подразделах.
I. Есть несколько важных причин, объясняющих, почему большинство молодежи не слушает симфоническую музыку.
A. Чтобы оценить симфоническую музыку, надо научиться ее слушать.
Б. Большинство молодежи не использует немногих предоставляющихся возможностей ее послушать.
B. Жизнь молодых людей в обществе тесно связана с так называемой легкой музыкой.
Г. На молодежь оказывает влияние предрассудок, что симфоническая музыка «весьма умственная».
Д. Симфоническая музыка раздражает молодежь.
9. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ УТВЕРЖДЕНИЯМИ, ИЗБЕГАЙТЕ ВОПРОСОВ
Главная слабость вопросительных формулировок в конспекте заключается в том, что они не указывают на свое отношение к главному и подчиненному тезисам. С одной стороны, сам по себе вопрос—не тезис, подлежащий доказыванию, поскольку в нем ничего не утверждается. А с другой — он не может служить опорой для главного тезиса, так как не содержит определенной констатации. Вопрос — это вступительный шаг, если начать речь надо только с него. Вопросы бывают весьма целесообразны при переходах от одного к другому по мере развития речи. Но конспект — логическая конструкция и должен содержать не вопросы, а ответы.
Допустимо:
Введение
I. (Вступительный шаг.) Что стали бы вы делать, если бы вам сказали, что в 1956 г. в США произойдет фашистский переворот?
Неправильно:
Главная часть
I. Какую роль играл сахар в питании американского населения?
А. За 160 лет его потребление поднялось с 7 1/4 фунтов до 100 фунтов на человека в год. И т. д.Главный тезис здесь только ступень для перехода. Необходим специальный ответ на содержащийся в нем вопрос.
РЕДАКТИРОВАНИЕ КОНСПЕКТА
Конспект не может и не должен заключать все богатство самой речи. Но вдумчивое словесное его оформление составляет первое условие, которое определит в конечном итоге впечатляющую силу речи при ее произнесении и будет так же необходимо для оратора, как партитура для музыканта.
1. РЕДАКТИРОВАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЯСНОСТИ
Четкость редакции тезисов и подтезисов преследует прежде всего цель установить ясное их соотношение. В основном это вопрос их точности и взаимосвязи. Один студент, готовя конспект для выступления на тему «Почему люди тонут и как это предотвратить», редактировал главный раздел следующим образом:
III. Утонуть совсем необязательно.
(Неясно выражена намеченная мысль, что чаще всего возможность несчастного случая при нырянии предотвратима.)
A. Вы можете сами себе помочь, высмотрев скрытые опасные места — подводные скалы, пни и отмели.
(Нескладно: только частично увязано с заголовком.)
Б. Если, находясь в воде, люди еще не потеряли сознания, они могут по крайней мере кричать о помощи, если их еще услышат. (Путано: сдвиг в точке зрения со второго лица на третье.)
B. Не пытайтесь выкарабкаться из воды.
(Не увязано с положениями А и Б: они носят декларативный характер, а данное положение—повелительный.) Г. Есть существенная разница между поведением опытного пловца и неопытного.(Неопределенно: нет ясного отношения к тезису.)
Следующая исправленная редакция внесла в конспект и в речь значительно большую ясность.
Правильная редакция
III. Надлежащие меры предосторожности предотвратят большинство несчастных случаев при купанье.
A. Прежде чем нырять, нужно выяснить, нет ли скрытых под водой скал и других опасных мест.
Б. При возникновении опасности следует сохранять спокойствие.
B. Нужно расслабить мышцы, вместо того чтобы делать отчаянные попытки выкарабкаться из воды.
Г. Наилучшая защита от несчастного случая — умение хорошо плавать.
Логическое взаимоотношение тезисов и подтезисов часто нарушается вследствие того, что оратор излагает опровергаемую им идею так, как будто она его собственная.
Неправильно:
I. Гуманитарное образование не представляет никакой экономической ценности. А. Экономическая ценность не определяется
только профессиональной подготовкой. Б. Общеобразовательная подготовка увеличивает производительность труда в избранной профессии.
Правильно:
I. Мнение, что гуманитарное образование не представляет никакой экономической ценности, неправильно.
А. Экономическая ценность не определяется только профессиональной подготовкой.
Б. Общеобразовательная подготовка увеличивает производительность труда в избранной профессии.
2. РЕДАКТИРОВАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОНКРЕТНОСТИ
Если речь ведется о вещах физического порядка, тезисы и подтезисы почти неизбежно должны быть конкретны. Но и отвлеченное содержание можно сделать наглядным с помощью сравнения или олицетворения, как видно из следующего примера.
I. Невежество—слепое чудовище.
А. Оно поражает своих благодетелей.
Б. Оно открывает ворота своим врагам.
Обратите внимание, насколько конкретность и метод сопоставлений характерны для следующих подтезисов конспекта к докладу на тему «Необычный факт американской экономической депрессии»:
I. Основная причина экономической депрессии не в отсутствии ресурсов, а в неправильном их использовании.
A. Не используется сырье, а в нем недостатка нет.
Б. Плохо работают фабрики, а в них недостатка нет.
B. Непродуктивен труд, а в рабочих руках недостатка нет.
Г. Плохой оборот доллара, а в нем нужды нет. Д. Вяло работает мысль, но нельзя сказать, чтобы не хватало мыслящих людей.
3. РЕДАКТИРОВАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ВОПРОСА
Утверждение «между собаками и бешенствам тесная связь» было бы слишком общим и даже загадочным, если бы имелось в виду констатировать, что собаки являются источником бешенства.
4. РЕДАКТИРОВАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КРАТКОСТИ
В следующей формулировке краткость отсутствует:
В конце концов есть возможность избежать заболевания, известного под названием бешенства.
Обратите внимание, насколько более кратко, ясно и выразительно такое утверждение:
Бешенство можно искоренить.
Впрочем, ценность кратких формулировок относительна. Из нижеприводимых тезисов к докладу на тему о чертах идеальной демократии первые более кратки, но вторые более характерны и конкретны:
A. Существует свобода речи.
Б. Существует свобода совести.
B. Существует выборное управление.
Г. Существует свобода в экономической жизни.
Или:
A. Каждый может говорить что хочет, не боясь тюрьмы.
Б. Ом может ходить в любую церковь, или совсем не посещать ее.
B. Он сам решает, какие законы и люди должны управлять им.
Г. Он может выбрать работу по своему усмотрению.
ПРИМЕНЕНИЕ КОНСПЕКТА
Конспект — логический остов речи. Положив его в основу речи, можно проверить относимость материала, взаимоотношение частей, их пропорциональность, время, нужное для выступления. Но конспект — слуга, а не хозяин речи. Его следует свободно править; если обстановка подсказывает это во время произнесения речи, от него можно отступить. Для пользования он должен быть обработан. Далее речь пойдет об обработке в трех направлениях.
1. ОБРАБОТКА ФОРМЫ КОНСПЕКТА И ТЕЗИСОВ
По причинам, уже бывшим предметом нашего обсуждения, главные положения в конспекте всегда помещаются над подчиненными. При выступлении, следуя соображениям такта, или желанию поддержать интерес, или же стремлению придать речи непринужденный характер собеседования, можно произвести перестановки. Например, первый главный раздел конспекта у одного учащегося был составлен следующим образом:
I. Опыт моего общения с местной полицией убедил меня, что она более заинтересована в своей выгоде, чем в общественном благополучии.
A. Первый случай показал мне...
Б. Второй случай навел на мысль...
B. Третий случай подтвердил...
Впрочем, при произнесении речи подразделы предшествовали главному тезису, и, таким образом, изложение приобрело живые и разнообразные разговорные интонации, как видно из следующей схематизированной выдержки:
Расскажу вам о трех случаях, когда мне пришлось столкнуться с местной полицией... Нет, нет, я не правонарушитель, меня не «просили пожаловать». Первый случай произошел так... Неделю назад новый случай... Не более чем через месяц происходит следующее... С большой неохотой, но я должен был сделать вывод, что наша полиция больше думает о своих интересах, чем об общественном благополучии.
Вопросы неуместны в качестве заголовков, но нередко при их обработке целесообразны в самой речи. Дело в том, что они приглашают слушателя мысленно принять участие в обсуждении. Если он может ответить на вопрос, то испытывает от этого известное удовлетворение. Если не может — пробуждается его любознательность. Речь—-ничто, если в ней нет действенного начала, а вопрос уже призывает к действию. В вышеприведенном отрывке тезис главного раздела речи в защиту симфонической музыки гласил:
I. Имеется несколько важных причин, объясняющих, почему большинство молодежи не слушает симфонической музыки.
Сравните обработку для устной подачи:
Почему большинство молодежи не слушает симфонической музыки? По нескольким причинам. Во-первых...
2. ПОВТОРЕНИЯ
Читатель может заново прочесть то или иное место в книге, чтобы постигнуть его смысл. Но слушатели не могут просить оратора повторить сказанное.
Есть старый, но не потерявший своего значения совет: «Расскажи слушателям, что ты собираешься делать; в то время, когда ты уже делаешь, разъясни им, что ты делаешь, а когда сделано, расскажи им, что ты сделал». Даже при соблюдении такого правила найдется не один слушатель, который, возвращаясь домой, скажет: «Мне все-таки не удалось проследить до конца» и т. д.
В большинстве случаев повторение играет роль резюме частного значения, поскольку представляет повторение тезиса или подтезиса после того, как они в развитом виде изложены и доказаны. Повторение имеет существенное значение для большинства речей, особенно если конструкция речи очень сложна или тема имеет отвлеченный и проблематический характер.
Повторения можно разбить на две группы: повторения точные и повторения видоизмененные. Первые с успехом применяются на фоне самого обсуждения, в частности в виде лозунгов или резких формулировок основных идей. Влияние часто повторяемых призывов рекламы хорошо известно. Весьма удачно такой способ применил один студент. После каждого раздела доказательств он повторял, как лозунг: «С природой не справишься!» В заключительном резюме он сочетал это с повторением формулировки каждого раздела речи. Нет. Здоровая молодость может не придавать значения законам природы или преуменьшать их роль. В среднем возрасте можно отделываться от нее при помощи пилюль и апломба. Наконец, в старости — если только удалось дожить до нее — природу можно умиротворять при помощи снотворных и праведного образа жизни. Но с природой не справишься!
Повторения видоизмененные — более важный способ развития речи, чем принято думать. Большая часть содержания многих удачных речей состоит из видоизмененных повторений ведущих идей. Так юно и должно быть, ибо для многих идей, если к ним подойти со всех сторон и дать слушателю возможность сосредоточиться на их полном значении, не станут нужны никакие доказательства.
Иллюстрацией может послужить речь, произнесенная на съезде демократической (партии председателем Национально-демократического комитета Робертом Э. Ханнеганом. Обратите внимание на повторение мыслей, слов и выражений.
Наш долг обратиться к американскому народу и изложить перед ним факты. Надо дать ему полный отчет. Надо сказать ему чистую правду. Наш долг проверить, весь ли народ прошел предвыборную регистрацию. Надо проверить, весь ли он голосует. Надо добиться самого широкого, какое только возможно, участия солдат в выборах.
Если ваши соображения технического характера, можно их повторить в выражениях, доступных для «человека с улицы». Если они отвлеченного или общего характера, можно при повторении воспользоваться конкретными определениями: на что это похоже, как действует, каково на ощупь и т. д. Только таким образом мы узнаем об электричестве, витаминах, окислении, тепле, раке, бюрократах.
Введение
I. Гордится ли кто-нибудь из нас нашим городом?
Думаю, что нет.
II. Чтобы гордиться нашим городом, нужно завоевать право сказать, что
а) в нем существует правопорядок,
б) он отличается чистотой и
в) в нем благоприятны условия для жизни и воспитания семьи.
Главная часть
I. Чтобы гордиться нашим городом, мы должны содействовать установлению правопорядка.
А.Отсутствие правопорядка означает и т.д. )
Б. Установление правопорядка означает и т.д. II. Чтобы гордиться нашим городом, мы должны сделать его чистым и т. д.
Так как между этими повторениями имело место развитие основных положений, они не были навязчивы и внесли в изложение кристальную ясность и логическую точность.
Но бесцельные повторения вредны. Любой слушатель прекрасно разбирается, как и где речь разбухает не за счет содержания, а за счет слов. Многие утверждения ввиду простоты, очевидной правдивости и тесной связи с другими идеями не нуждаются в подобной поддержке. В таких случаях предоставьте их самим себе и переходите к дальнейшим соображениям и фактам.
3. ПЕРЕХОДЫ
Содержание всей речи представляет систему отдельных частей, размещенных оратором в определенном отношении друг к другу. Он хорошо разбирается в этой системе, но вряд ли можно ожидать, что слушателю удастся охватить ее без особой помощи со стороны оратора. И все-таки учащийся часто заканчивает один раздел своих построений и незаметно «перелезает» в другой, не предупредив аудиторию хотя бы единым словом, паузой, изменением позы или тона. Переходы нужны между утверждениями главных тезисов и вспомогательными данными, между одним доводом и другим. Они необходимы не только для связности, но и для того, чтобы создать впечатление движения. В значительной мере они заставляют слушателя как бы ощущать взаимоотношение мыслей оратора. Переходы отмечаются изменением тона или позы, но чаще всего — словами, выражениями, предложениями, суждениями, группой суждений.
Примеры:
«Следовательно», «ибо», «в конце концов», «впрочем», «а поэтому»;
«С одной стороны», «в дополнение»;
«Поскольку мы знаем, что это верно», «хотя мы знаем, что», «когда это было сделано»;
«А теперь я расскажу вам о другом удивительном приключении». «Один вопрос, на который мы ждем ответа: «Какое значение имеет данное открытие для нас?»
«О чем свидетельствуют эти факты? Не указывают ли они, что нужны перемены? В таком случае, какие из них окажутся лучшими? Рассмотрим одну возможность».
Прислушайтесь к оживленному разговору... Вопросы, восклицания, подчеркивания, полунамеки умело направляют внимание слушателя по надлежащему руслу.
Послушай, Мэри, у меня есть для тебя потрясающая новость... Нет, нет, никогда не догадаешься... К. только что рассказал мне, что... Ты веришь? И не только это, но и... Какие могут быть сомнения?.. М. думает, что это означает... но не забудь, что... Да это ясно, как палец, что... А что еще больше... а если и так... да, кроме того...
Это и есть целеустремленное связывание идей, что бы вы ни подумали о самом их содержании. Может ли оратор позволить себе пренебречь такими средствами, направляющими внимание слушателя?
Однообразие и многословие — обычные погрешности описываемых приемов. Из всех возможных средств совершенно без разбора пользуются союзом «и». Этот навязчивый союз, неизменно и сверх меры перегружающий плохо подготовленные речи, бесспорно, играет предательскую роль. К тому же в английском языке он иногда сопровождается гортанным призвуком. Особенно союзом «и» злоупотребляют в рассказах, где отдельные мысли свободно связываются в порядке сочинения.
Мы ушли из дому в шесть часов утра, и два часа спустя пришли на озеро, и, после того, как набрали наживку, вычерпали воду из лодки, и переждав дождь, мы отплыли. И долгое время клева не было, и нам уж было совсем не по себе, и вдруг с потрясающей силой что-то рвануло мою леску, и...
Частое употребление во-первых, во-вторых, в итоге приемлемо, если при перечислении желательна точность. Но обычно предпочтительна более разговорная и свободная манера. У большинства ораторов слишком ограниченный запас приемов перехода. Проверьте ваш собственный и попробуйте обратиться к новым приемам.
Некоторые ораторы-новички, — то ли уступая дурному совету говорить «по-ученому», то ли не зная, что сказать, — напичкивают свои речи такими фразами: «но невзирая на противное...», «мне думается, что я, не боясь впасть в противоречие, могу сказать, что...», «что я имею в виду сказать, короче говоря, именно и есть...»
Не пользуйтесь переходами при кратких фразах, соотношение которых и без того достаточно ясно. Выражение Цезаря: «Пришел, увидел, победил»—лучше, чем если бы было сказано: «Пришел, потом увидел и после этого победил».
Примерный конспект: Информационная речь
Название доклада: Цена прогресса
Введение
I. (Вступительное замечание.) В начале XVIII века в Англии произошел промышленный переворот — событие, ныне именуемое «величайшим шагом человечества вперед на тысячи лет».
II. (Конкретное тематическое задание.) Его непосредственные результаты (однако) для английского народа были весьма плохи.
III. (Пояснение.) Промышленный переворот означал переход от аграрного общества к промышленному и лишь теоретически обещал большее экономическое благополучие для всех и демократическую систему свободной частной инициативы.
IV. (Обзор основных разделов главной части речи.) Рассмотрим эти результаты со следующих точек зрения:
A. С точки зрения условий труда.
Б. С тючки зрения жилищных условий.
B. С точки зрения общественной жизни.
Главная часть
I. Условия труда стали значительно хуже, чем при сельскохозяйственной экономике.
А. Труженики сельского хозяйства, хотя и не были до сих пор достаточно обеспечены и устроены, имели много преимуществ.
1. У них было достаточно продовольствия, которое они сами добывали.
2. Им не угрожала безработица.
3. Они были совершенно независимы.
Б. Условия работы на фабриках и в рудниках были неописуемо плохи.
1. Промышленные рабочие стали придатком к машине и находились в полной зависимости от нанимателя.
а) Была нарушена личная связь между рабочими.
б) Рабочий не имел ни прав, ни гарантий.
2. Рабочее время доходило до 12—16 часов в день.
3. О каких-либо условиях для отдыха и речи не было.
В. Заработная плата снизилась до самого плачевного уровня.
1. Большинство рабочих получало только 2—3 шиллинга в неделю.
2. Этого было недостаточно, чтобы обеспечить семье даже полуголодное существование.
Г. Детский труд представлял наибольшее зло.
1. Большинство детей — во многих случаях с четырехлетнего возраста — по требованию родителей поступали на работу.
2. С раннего утра до позднего вечера дети были заняты на утомительных работах; многие работали на колесотопчаках и всегда находились под угрозой хлыста надсмотрщика.
3. В результате детская заболеваемость и смертность достигли высокого уровня.
4. Элизабет Браунинг описывает жестокую эксплуатацию малолетних в своей поэме «Плач детей».
II. Жилищный быт отражал условия труда.
А. Жилищное строительство не отвечало потребности в жилье.
1. Очень большие семьи обычно ютились в одной-дзух комнатах, часто в подвальных помещениях.
2. Трущобы — позор современной жизни — возникли вместе с промышленным переворотом.
а) Там царила грязь и не было ничего похожего на санитарию.
б) Это были джунгли из узких улиц и глухих переулков.
Б. На отдых или развлечение не хватало времени.
III. Неизмеримо выросли социальные проблемы.
A. Нравы низко пали.
1. За сто с лишним лет потребление джина увеличилось в двадцать раз.
2. Игорные притоны и кабаки стали излюбленным местом населения.
Б. Почти совсем прекратилась борьба с преступностью.
1. На больших дорогах средь бела дня хозяйничали разбойники.
а) Хорас Уолпол писал, что путешествовать можно было, только вооружившись, как на войну.
б) Для взаимной защиты путники собирались в группы.
2. Даже на улицах Лондона было небезопасно.
B. Социальное законодательство в интересах неимущих классов отсутствовало.
1. Законодательные акты о значительных реформах стали издаваться не ранее второй четверти XIX столетия.
2. Акт об оседлости, лишивший рабочих возможности возвращаться в сельские районы, причинил много зла.
Заключение
I. Промышленный переворот обеспечил условия для социального и экономического успеха при системе свободной частной инициативы. II. Но, по иронии судьбы, его непосредственные результаты для простого народа были:
A. Экономическое порабощение. Б. Ужасающая бедность.
B. Моральная и социальная деградация.
Задания
1. Прочитайте передовицу в последнем номере газеты или коротенькую статью в журнале и составьте без всякой системы перечень заключающихся в них идей.
Затем сведите эти отдельные пункты в конспект, изложенный при помощи законченных предложений. Сверьтесь, насколько точно результат отражает статью.
2. Приготовьте при помощи предложений конспект речи, озаглавленный «Кровавый четверг в Боливии».
3. Проанализируйте структуру речи в одном из выпусков журнала «Речи о насущном». Дайте письменную оценку, отметив а) конкретную цель оратора, б) главные разделы в развитии мыслей и в) достаточно ли подкрепляется поставленное задание главными тезисами, а каждый главный тезис — подтезисами. (Твердо помните, что конструктивные элементы в речи, как и в здании, могут и не быть непосредственно на виду.)
4. Составьте перечень вопросов, служащих переходами в «Образцах речей». Выпишите пять повторений или резюме частного значения, обнаруженных вами в этих речах.