Одним из приемов рационального обучения является конспектирование учебного материала. Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников, из живой речи вычленить самое главное и существенное
Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.
Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.
В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.
Типы конспектов
Плановый.
Текстуальный.
Свободный.
Тематический.
Краткая характеристика типов конспектов
1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.
Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.
2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время.
Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
Как составить конспект
прочитайте текст учебника;
определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.;
выделите взаимосвязи;
основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;
прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;
каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ.
внимательно прочитайте материал;
определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;
определите центральную часть О.К., т.е. его "ассоциативный узел" в виде систематического класса и его особенностей;
Определите цель составления конспекта.
Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").
Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Познакомьтесь с правилами конспектирования.
Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
Составить план - основу конспекта.
Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать
Конспект, план-конспект - это способ работы с текстом.Цель - зафиксировать и переработать какой-либо текст. Конспект - это выписки из текста источника. Но этоне полное переписывание чужого текста. Это переработка информации за счетее свертывания.
Конспект-это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты.
Конспект, в отличиеот тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то,о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
Существуют разнообразные виды и способы конспектирования.
v текстуальный конспект
Он представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.
При написании конспекта:
Ø сначала прочитывается текст-источник,
Ø в нём выделяются основные положения
Ø подбираются примеры
Ø идёт перекомпоновка материала
Ø затем оформляется текст конспекта
Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника
или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.
v План-конспект- это более детальная проработка источника:
Ø составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные
Ø к каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.
.Конспекты могут быть плановыми,т. е. пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом.
В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книгев виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.
Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Ø Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок".
Ø В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п.и располагаютсяв последовательности"сверху -вниз" -от общего понятия к его частным составляющим.
Ø В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключаетсяв овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящихв тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Ø Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении.
Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими:
Подберите факты для составления схемы.
Выделите среди них основные, обще понятия.
Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
Сгруппируйте факты в логической последовательности.
Дайте название выделенным группам.
Заполните схему данными.
v Опорный конспект
Это творческий вид работы был введён в учебную деятельность школьников Шаталовым В. Ф. известным педагогом-новатором и получил название "опорныйсигнал". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памятив нужный момент.
При любом виде конспектирования важно помнить о том, что:
Записи полезно делить, для этого используются:
Подзаголовки.
Абзацные отступы.
Пробельные строки.
Такой текст удобно читать.
При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами:
Делать в тексте конспекта подчёркивания
На полях тетради отчёркивания "например, вертикальные"
Заключать основные понятия, законы,правила и т. п.в рамки.
Пользоваться при записи различными цветами.
Писать разными шрифтами.
Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление.
В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.
Конспект, план-конспект - это жанры работы с другим источником. Цель этих жанров - зафиксировать, переработать тот или иной научный текст.
Итак, конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект - это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.
План-конспект представляет собой более детальную проработку источника: составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные. К каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.
Часто записей в виде плана и тезисов бывает недостаточно для полноценного усвоения материала. В этом случае прибегают к конспектированию, т.е. к переработке информации за счет ее свертывания.
Конспектом называется краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
Существуют разнообразные виды и способы конспектирования. Одним из наиболее распространенных является, так называемый текстуальный конспект, который представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.
Общую последовательность действий при составлении текстуального конспекта можно определить таким образом:
Уяснить цели и задачи конспектирования.
Ознакомится с произведением в целом: прочитать предисловие, введение, оглавление е выделить информационно значимые разделы текста.
Внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места.
Составить конспект, для этого:
сделать библиографическое описание конспектируемого источника;
последовательно выделить в тексте тезисы и записать их с последующей аргументацией;
написать краткое резюме – обобщить текст конспекта, выделить основное содержание проработанного материала, дать ему оценку.
Конспекты могут быть плановыми, пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.
Очень удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Наиболее распространенными являются схемы типа «генеалогическое дерево» и «паучок». В схеме «генеалогическое дерево» выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности «сверху - вниз» - от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме типии «паучок» записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют «ножки паука». Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой «ножке» ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении.
Действия при составлении конспекта – схемы могут быть такими:
Подберите факты для составления схемы.
Выделите среди них основные, обще понятия.
Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
Сгруппируйте факты в логической последовательности.
Дайте название выделенным группам.
Заполните схему данными.
Те студенты, которые не могут положится на свою память, должны иметь зрительную опору, которая является удобным способом проверки и запоминания информации.
Такой опорой может служить опорный конспект. Это творческий вид
работы был введён в учебную деятельность школьников Шаталовым В.Ф. известным педагогом-новатором и получил название «опорныйсигнал». В опорном сигнале содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т.п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.
При любом виде конспектирования важно не забывать о том, что:
Записи полезно делить, для этого используются:
Подзаголовки.
Абзацные отступы.
Пробельные строки.
Всё это повышает удобочитаемость, организует запись.
Как и при конспектировании лекции нужно пользоваться оформительскими средствами:
Делать в тексте конспекта подчёркивания, а на полях тетради отчёркивания «например, вертикальные»
Заключать законы, основные понятия, правила и т.п. в рамки.
Пользоваться при записи различными цветами.
Писать разными шрифтами.
Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление. В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информаию.
Как самому грамотно написать реферат
РЕФЕРАТ – краткое изложение (доклад) в письменном виде результатов какого-либо научного исследования, книги или статьи. Как правило, в учебном процессе используется обзорный или тематический реферат, который строится на изложении теоретических положений по поставленной преподавателем или выбранной самостоятельно теме. Реферат является подготовительным этапом, учит студента самостоятельной работе.
В том случае, если тема реферата особенно актуальна и интересна для изучения студентом, то на его основе в дальнейшем при более глубоком изучении может быть поострена как курсовая, так и дипломная работа.
Как правило, реферат состоит из трех частей – это введение, основная часть и заключение. Так же реферат должен содержать в своей структуре содержание и список используемых источников и литературы. Необязательным элементом является приложение.
При написании реферата перед студентом встают следующие задачи:
1. Уяснить тему, то есть понять ее смысл и определить основные направления ее изучения.
2. Подобрать список источников и литературы, на базе которых будет строится изучение темы.
3. Сделать краткий конспект изучаемых источников и литературы (можно сделать ксерокопию и отметить основные моменты).
4. Выявить проблему рассматриваемой темы. Составить план работы, то есть определить содержание основных параграфов в основной части работы (обычно два – четыре параграфа бывает достаточно). Подобрать материал на основе составленных конспектов, скомпоновать черновой вариант работы.
5. Подготовить введение работы, в котором необходимо отметить актуальность темы, проблему, цель и задачи. Сам текст введения может быть построен по разному, в зависимости от темы, изучаемой дисциплины и имеющегося в распоряжении студента материала.
Так, введение может быть построено «от себя», то есть по принципу «мною было изучено то-то …». Введение может носить историко-описательный характер, то есть рассматриваться вопрос возникновения и динамики событий, на основе которых раскрывается актуальность темы исследования. Также может быть сделан обзор библиографической базы исследования, проведена дискуссия по изучаемой теме, или какому-либо одному вопросу, с указанием мнений авторов, используемых источников – в данном случае актуальность будет обусловлена спорностью суждений по предмету и объекту исследования. Вариантов множество, поэтому возможности студента в выборе стиля написания введения не ограничены.
6. На основе изученного материала составляется заключение, которое является выводом по проделанной работе. В заключении должно быть отмечено решение обозначенной проблемы и даны ответы на все поставленные во введении вопросы (вопросами рассматриваемыми в работе являются цель и задачи).
7. Текст реферата тщательно проверяется, устраняются орфографические и синтаксические ошибки, корректируются смысловые неточности, расставляются сноски на источники и используемую литературу.
Для закрепления изложенного выше материала, рассмотрим процесс написания реферата на конкретном примере.
Одной из обязательных дисциплин в любом учебном заведении является история отечества. А самая «избитая» тема по этому предмету: «Реформы Петра Великого». Вариаций предложено темы может быть множество, но будем придерживаться предложенной формулировки.
Итак, для уяснения темы можно взять любой учебник по истории отечества, например, «История Российского государства. / Под ред. Ш.М. Мунчаева – М.: Юнити, 2001» - мне он очень нравиться своей логикой изложения или «Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. – М.: Проспект, 2003», который является самым распространенным учебным изданием по истории отечества, или «История России. / Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2003», который является учебным пособием для технических ВУЗов (применение которого не очень приветствуется в гуманитарных ВУЗах), но, на мой взгляд, он очень хорошо в краткой форме освещает основные события нашей истории. Эти и другие учебники можно использовать в качестве литературы и включить в список используемых источников и литературы.
Прочитав главу учебника о деятельности Петра I, кстати он был первым Российским Императором (во второй половине XVII – начале ХVIII веков), можно выяснить, что Петр I за период своего правления провел ряд реформ, существенно сказавшихся на ходе российской истории: административная, военная, судебная, культурная и др. – первое возможное направление изучения темы (по видам реформ), также осуществление реформ было связано с определенными внутренними и внешнеполитическими процессами – второе направление изучения темы (привязка проводимых реформ к историческим событиям и рассмотрения в хронологической последовательности) и т.п.
При подборе источников и литературы в первую очередь необходимо воспользоваться предложенной преподавателем истории отечества методичкой (если таковая имеется). Как правило, по предмету составляется методические рекомендации, в которой содержаться планы семинарских занятий (часто дублируются с темами рефератов и контрольных работ), план семинарского занятия (можно использовать как план реферата), список обязательной и дополнительной литературы. Как раз этот список и следует использовать в качестве источников для написания реферата. Конечно, можно взять 1-2 источника из предложенных и написать реферат, а остальные просто так вписать в список использованных источников и литературы, но так делать не следует по нескольким причинам: во-первых, вся литература в таких методических рекомендациях записана в краткой форме (не соответствует стандартам оформления источников и литературы); во-вторых, некоторых источников может и не быть в библиотеках; в-третьих, для того, чтобы более объективно рассмотреть тему реферата, нужно хотя бы просмотреть 4-5 источников. Поэтом, чтобы не привлекать к себе внимание преподавателя, как к нерадивому студенту, нужно просмотреть все предложенные источники и литературу в оригинале или хотя бы по библиотечной картотеке, правильно оформить их для составления библиографического списка, те источники, которые вы не нашли, не стоит включать в список.
Просматривая предложенные преподавателем источники, необходимо обратить внимание на списки литературы, содержащиеся как правило либо в конце книги, либо после каждой главы. Эти списки так же можно использовать при подборе источниковой базы для реферата.
Так же в качестве «источника источников» можно использовать различные словари и энциклопедии. Например, если взять Большую Советскую Энциклопедию (кстати, она есть как в печатном варианте – 30 томов, так и в электронном виде – всего 3 диска) и открыть статью о Петре I Великом, то можно увидеть следующее:
Источн.: Письма и бумаги императора Петра Великого, т. 1—11, СПБ — М. — Л., 1887—1964; Воскресенский Н. А., Законодательные акты Петра I, М.— Л., 1945.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 10, с. 565, 589; т. 12, с. 615, 616, 692, 693, 701; т. 16, с. 30; т. 22, с. 20; Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, Соч., т. 21—22, М.— Л., 1925; Соловьев С. М., История России с древнейших времён, кн. 7—9, т. 13—18, М., 1962—63; его же. Публичные чтения о Петре Великом, М., 1872; Ключевский В. О., Соч., т. 4, М., 1958; Богословский М. М., Петр I. Материалы для биографии, т. 1—5, М., 1940—48; Кафенгауз Б. Б., Северная война и Ништадтский мир (1700— 1721), М.— Л., 1944; Тарле Е. В., Русский флот и внешняя политика Петра I, М., 1949; его же. Северная война и шведское нашествие на Россию, М., 1958; Голикова Н. Б., Политические процессы при Петре I, М., 1957; Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой четверти XVIII в., М., 1954; Россия в период реформ Петра I, Сб. ст., М., 1973; Тельпуховский Б. С., Северная война 1700—1721. Полководческая деятельность Петра I, М., 1946; Петр Великий. Сб. ст., М., 1947; Никифоров Л. А., Внешняя политика России в последние годы Северной войны. Ништадтский мир, М., 1959.
Приведенные источники нужно использовать с осторожностью, так как большая их часть, скорее всего, будет недоступна для массового пользования. При этом не стоит увлекаться и злоупотреблять списком источников и литературы для реферата. Так в большинстве случаев бывает достаточно 5-10 источников, а то и меньше. В любом случае все требования к реферату узнавайте у своего преподавателя.
Просматривая литературу необходимо делать конспекты, либо ксерокопии удачных статей и глав учебников – именно из этих отрывков и будет «собираться» реферат.
Уяснив тему и выбрав направление ее изучения, необходимо определить проблему в исследуемом вопросе. Так проблемой исследования по теме «Реформы Петра Великого», можно предложить следующую:
Большинство научных работ о России в первой четверти XVIII века выделяют реформы в административной, военной, церковной и культурной сферах. Подобное разделение имеет то преимущество, что позволяет достаточно объемно увидеть изменения в каждой из названных сфер, но, с другой стороны, разрывается связь между отдельными мероприятиями Петра, и общая картина, как мне кажется, искажается, и в ней возникает логика внесенная самим исследованием.
Далее составляется план работы по теме исследования, например:
Введение
§ 1. Начало Петровских преобразований
1.1 Первые попытки европеизации России
1.2 Реформы системы управления городами
1.3 Реформа системы управления городами
1.4 Преобразования в армии
§ 2. Образование Российской империи
2.1 Губернская реформа
2.2 Создание сената
2.3 Борьба с казнокрадами
§ 3. Окончательное становление империи – реформы центрального управления
3.1 Образование коллегиального центрального управления
3.2 Присвоение Петру I титула Императора
3.3 Становление бюрократического аппарат
Заключение
Список источников и используемой литературы
При этом выделение в параграфах подпунктов – совсем необязательный критерий. Я выделил подпункты для того, чтобы было видно, как можно нестандартно подойти к стандартной теме реферата. Естественно план составляется на основе имеющегося у Вас материала. Нет смысла выделять какой-то параграф, если для него материала нет или есть не больше 1-2 абзацев.
Теперь на основе имеющихся конспектов (ксерокопий) наполняем содержанием составленный план – с помощью компьютера и сканера это очень легко сделать. Расставляем ссылки на используемую литературу. Ссылки расставляются в виде сносок (как это делается, я описывать не буду, так как информация об этом есть практически в любых методических рекомендациях). Лучше всего места ссылок на источники и литературу на которые будет ссылка, отмечать во время написания работы, так потом будет легко запутаться. После того, как будет готов черновой вариант текста, оставляем его пока как он есть.
Пришло время написать введение к работе. О стиле написания введения было упомянуто выше. Вот яркий пример написания введения для реферата «от себя»:
Радикальные преобразования, осуществленные Петром Великим, явились откликом на всеобъемлющий внутренний кризис, кризис традиционализма, постигший Русское государство во второй половине XVII века. С этой точки зрения бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра: они содержали то единственное лекарство, которое только и могло ее спасти. По-видимому, есть основания считать, что лекарством этим была модернизация, или, иначе говоря, европеизация политических, социальных и экономических институтов страны.
В настоящее время существует множество взглядов на Петра и его эпоху. Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров.
Большинство научных работ о России в первой четверти XVIII века выделяют реформы в административной, военной, церковной и культурной сферах. Подобное разделение имеет то преимущество, что позволяет достаточно объемно увидеть изменения в каждой из названных сфер, но, с другой стороны, разрывается связь между отдельными мероприятиями Петра, и общая картина, как мне кажется, искажается, и в ней возникает логика внесенная самим исследованием, что определяет проблему исследования предложенной темы.
Из-за нерешенности и незавершенности вопроса о жизни и деятельности Петра I рассмотрение его преобразований как основного вопроса реферата является актуальным, так как следует подойти к его разрешению с новой более трезвой оценкой. Плюс ко всему, в процессе проведения реформ в России сложился своеобразный бюрократический аппарат управления государством, который сыграл огромное значение в будущей истории России.
В своей же работе я попытаюсь проследить историю петровских реформ в их развитии, что в результате позволит сделать полноценные выводы о проведенных преобразованиях.
Целью работы является рассмотрение внутриполитических преобразований Петра I в хронологической последовательности и оценка их значения.
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд сопутствующих задач:
1. Рассмотрение преобразований Петра I на начальном этапе правления.
2. Рассмотрение реформ периода зарождения Российской империи – в условиях войны.
3. Становление российской империи, реформирование аппарата управления и складывание бюрократии.
Как видно из предложенного примера, проблема выявленная нами для исследования заняла свое почетное место во введении. Как правило проблема определяет и актуальность темы. Цель работы определяется исходя из направления исследования и является основным вопросом, на который необходимо получить ответ и сделать выводы в заключении. То есть, проблема и цель исследования должны протянуться сквозь всю работу тоненькой ниточкой – ненавязчиво, но четко удерживать логику и порядок изложения материала.
После подготовки введения необходимо отредактировать текст работы, начиная от опечаток и заканчивая стилистическими ошибками. Текст работы должен быть написан в одном стиле, с логическими переходами между параграфами и подпунктами. После каждого параграфа можно сделать выводы – это, во-первых, приведет в восторг Вашего преподавателя, и, во-вторых, станет базой для подготовки заключения для работы.
Теперь пришло время для окончательной расстановки и корректировки ссылок на источники и используемую литературу.
На основе выводов по параграфам составляется заключение в соответствии с задачами работы и заключительной фразой в конце заключения, являющейся итогом проделанной работы и отвечающей на вопрос, определенный целью работы.
Теперь остается распечатать работу, не забудьте обязательно сделать титульный лист для работы – ведь это Ваше лицо! Аккуратно сшейте работу с помощью дырокола и пластикового скоросшивателя. Работа готова – можно сдавать!
------------------------------------
КАК САМОМУ ГРАМОТНО НАПИСАТЬ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА – самостоятельная работа студента по выполнению какого либо задания по дисциплине (теоретическая или практическая работа), подразумевающая под собой текущий контроль знаний.
Контрольная работа может быть реферативного типа – то есть по какой-либо теме или вопросу, тогда она исполняется как {реферат}.
Контрольная работа может быть составлена из нескольких вопросов из разных разделов изучаемой дисциплины. Такая работа, как правило, требует лаконичного ответа на поставленные вопросы. В такой работе так же могут быть дополнительно предложены практические задания либо задачи.
В написании контрольной работы нет ничего сложного, кроме необходимости обладания хорошими знаниями по дисциплине, в оформлении контрольная работа очень проста и, как правило, не требует даже расстановки ссылок на источники и используемую литературу, но при этом список литературы должен быть составлен.
------------------------------------
КАК САМОМУ ГРАМОТНО НАПИСАТЬ КУРСОВУЮ РАБОТУ
КУРСОВАЯ РАБОТА – самостоятельная работа студента, которая позволяет оценить, прежде всего, научно-методические знания студента по дисциплине. Курсовая работа, как правило, пишется по общенаучным и специальным дисциплинам учебного плана. По своему построению курсовая работа схожа с {рефератом}. Но при этом в курсовой работе необходимо показать знание источников и умение работать с ними. В курсовой работе, как и в реферате, важно углубленное изучение какого-либо вопроса, рассмотрение его с разных точек зрения, отражение научной полемики по нему.
В структуру курсовой работы должны включаться следующие части: введение, основное содержание и заключение. В конце работы приводится список фактически использованной литературы.
Во введении автор должен обосновать актуальность избранной проблемы, выявить степень ее разработанности и сформулировать основные задачи, которые будут решаться в работе.
В основной части работы излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 3-4 вопроса, всесторонне раскрывающих тему курсовой. Увеличивать число вопросов не следует, так как это приведет к их поверхностному изложению или значительному превышению объема курсовой работы.
Материал надлежит излагать последовательно, логично, доказательно. В тексте работы один вопрос от другого необходимо отделять, давая им подзаголовки, чтобы было ясно видно, где начинается и где заканчивается их освещение. Однако это не должно нарушать связи между вопросами. Излагать их следует так, чтобы один вопрос вытекал из другого. Все вопросы этой части работы должны быть раскрыты достаточно полно.
Заключение должно представлять собой обобщение изложенного материала, формулировку выводов и обоснованных предложений, вытекающих из содержания курсовой работы.
Далее могут приводиться приложения, состоящие из схем, диаграмм, графиков и таблиц, которые в силу их многообразия либо громоздкости нецелесообразно помещать непосредственно в тексте работы.
В конце курсовой работы приводится список использованной литературы, составленный в соответствии с правилами библиографии и в определенной последовательности.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно пользуется ссылками, использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы, увязывает анализируемые теоретические положения с практической действительностью.
Поэтому при написании курсовой работы для полного и правильного раскрытия содержания выбранной темы студенту необходимо (в зависимости от дисциплины, по которой пишется курсовая работа):
а) изучить научные работы по данной проблеме, опубликованные видными российскими и зарубежными учеными;
б) знать законы, постановления Правительства и указы Президента Российской Федерации по проблемам, имеющим отношение к теме курсовой;
в) ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в периодической печати и статистических сборниках;
г) изучить статьи по избранной теме в отраслевых и специальных научных журналах.
Очень важно, чтобы текст работы был написан простым языком, чтобы основные положения работы были правильно и четко сформулированы. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свое мнение в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений, играют большую роль. Следует соблюдать общепринятое единообразие в применении терминов, условных обозначений и сокращений слов, мер веса и длины. Другие сокращения не допускаются.
Как показывает практика, часть курсовых работ оценивается неудовлетворительно из-за серьезных языковых погрешностей, приводящих нередко к искажению содержания вопросов и смысловым ошибкам. Чтобы не было стилистических и других недочетов изложения, рекомендуется использовать современные издания словарей русского языка В. Даля, С. Ожегова, словари специальных терминов и иностранных слов, отраслевые и общие энциклопедии.
Студенты выполняют курсовую работу под руководством преподавателя. Выполненная работа сдается для проверки.
Если работа соответствует предъявляемым требованиям, преподаватель оценивает ее положительно и в письменной форме в виде рецензии сообщает об этом студенту. Работа допускается к защите, и задача студента - защитить ее положительно.
Неудовлетворительно выполненная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в рецензии. Повторно выполненная работа сдается вместе с первым вариантом курсовой работы и рецензией на нее.
------------------------------------
КАК САМОМУ ГРАМОТНО НАПИСАТЬ ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА - итоговая работа, оценивающая знания студента за весь пройденный курс. Очень важно грамотно подойти к ее написанию. Как правило, дипломная работа представляет собой самостоятельное исследование актуального вопроса в избранной области. Дипломная работа имеет целью проверку специальных теоретических знаний и практических навыков студента. Дипломная работа может быть подготовлена на основе уже имеющихся рефератов и курсовых.
Подготовку дипломной работы следует начинать со знакомства с примерной тематикой дипломных работ и определением темы будущей дипломной работы.
Только полностью изучив отобранную по данной теме литературу, уточнив план работы, можно приступить к изложению вопросов темы. Источником получения информации о литературе и других источниках по избранной теме служат: список литературы, имеющийся: в программе курса, в методических рекомендациях по подготовке к семинарским занятиям, в методических рекомендациях по подготовке и оформлению курсовой работы по выбранной дисциплине; специальных научных исследованиях, периодических изданиях. Далее необходимо внимательно изучить методические указания, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к выпускным квалификационным работам.
Следующим этапом в работе является составление плана. Составленный план работы должен быть обязательно согласован с научным руководителем.
Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.
Введение должно содержать оценку целесообразности темы выпускной работы, ее взаимосвязь с современными проблемами. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами. Во введении формулируются цель и задачи исследования, указываются объект, предмет, методика и методология исследования, обосновывается структура работы.
Основная часть отражает итоги теоретической и практической работы студента, проведенной по избранной теме, содержит результаты исследования, выводы и конкретные предложения по проблеме. Основная часть выпускной работы делится на главы. Главы основной части могут делиться на пункты и подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам исследования. Здесь должны быть подведены итоги теоретической и практической разработки темы выпускной квалификационной работы, сделаны выводы по решению поставленных во введении задач и сформулированы предложения и рекомендации по дальнейшему применению полученных результатов.
Список должен содержать перечень источников и литературы, использованных при выполнении дипломной работы. Построение библиографического списка в выпускной работе необходимо оформлять систематически по видам изданий.
Приложение оформляют как продолжение дипломной работы на ее последующих страницах, их располагают в порядке появления на них ссылок в тексте работы. В приложения рекомендуется включать материалы которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть работы.
Во всем остальном нужно придерживаться рекомендаций по написанию реферата.
------------------------------------
Запомните, для получения высокой оценки за любую студенческую работу необходимо соблюдать следующие нехитрые правила:
1. В момент получения (выбора) темы работы, лучше всего подойти к преподавателю и задать ему несколько вопросов по работе – это привлечет его внимание к Вам с положительной стороны (не в коем случае не задавайте глупых вопросов).
2. Когда будет готов план работы, лучше всего его показать преподавателю. Так как после корректировки плана работы преподавателем Ваш шанс на удачную сдачу работы увеличивается до 99%.
3. При написании работы Вы обязательно должны представлять, что именно хочет получить от Вас преподаватель в виде Вашей работы. Работу нужно всегда писать так, как хочет преподаватель, даже если это расходится с логикой и здравым смыслом. Если же Вы пойдете против «воли» преподавателя, Ваши шансы на получение высокой оценки будут равны 50% / 50% и потребуют от Вас очень высоких знаний по предмету и особенно по изучаемой теме – что позволит спорить с преподавателем (но так делать я не советую – бессмысленно!).
4. Работу необходимо сдавать четко и чисто распечатанную (лучше всего на лазерном принтере), аккуратно сброшюрованную и обязательно с титульным листом. Не нужно забывать пословицу о том, что «встречают по одежке…». Но работа должна быть так же и грамотно написана – «…а провожают по уму!».
Если Вы воспользуетесь приведенными выше мною советами, то 100% успех Вам гарантирован!
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И НЕДОСТАТКИ ПРИ НАПИСАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ
При выполнении студенческой работы у студентов встречаются типичные ошибки, на которые хотелось бы обратить особое внимание.
Первая ошибка, которую часто допускают студенты, особенно студенты-заочники, это выполнение студенческой работы «штурмом», за несколько дней перед экзаменационной сессией. Понятно, что выполненная таким образом студенческая работа не будет отвечать установленным требованиям, уровень ее исполнения будет невысоким. Другой ошибкой, которую иногда допускают студенты, является несерьезное, формальное отношение к студенческой работе. Некоторые студенты, например, вместо самостоятельной и добросовестной работы над выбранной темой занимаются механическим переписыванием текста, и курсовая работа становится монтажом выдержек из различных литературных источников, журнальных и газетных статей и т.д.
В этом случае можно встретить и неправильные или устаревшие положения, и слабое теоретическое обоснование научных категорий, и поверхностное раскрытие основных вопросов темы.
Разновидностью этого недостатка является злоупотребление цитатами, которые часто составляют большую часть текста студенческой работы.
Бывает, что материал переписывается из устаревших источников и в студенческой работе приводятся данные 10-15-летней давности. Часто студенты путаются в специальных терминах, что недопустимо.
К этим же недостаткам можно отнести случаи, когда текст работы не отредактирован (например, студент 1986 года рождения пишет: «Вспоминается 1965 год...»); допускаются не принятые в научных изданиях сокращения отдельных слов, что в студенческой работе непозволительно; работа пишется небрежно, неразборчиво, порой безграмотно. Следует отметить в числе недостатков поверхностное выполнение работы, когда теоретический материал преподносится недоказательно, без глубокого анализа.
К недостаткам структуры студенческой работы относится отсутствие какой-либо части работы – плана, введения, заключения, списка использованной литературы. Бывает, что план не соответствует содержанию работы и последовательность изложения материала не совпадает с той, которая указана в плане. Иногда в тексте работы отсутствуют разделы, имеющиеся в плане.
Часто в студенческих работах студенты неправильно оформляют сноски, таблицы, список использованной литературы. В работе можно встретить неправильное оформление титульного листа, непронумерованные страницы. Студенты не всегда оставляют поля для замечаний рецензента.
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И ОФОРМЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Особенности исполнения студенческих работ в различных учебных заведениях часто сильно отличаются – это зависит в первую очередь, от самого учебного заведения, преподавательского состава, личных пожеланий преподавателя, особенностей изучаемой дисциплины.
Например, курсовая работа для 1-2 курса как правило, по объему составляет 25-35 печатных листов. Распечатка текста курсовой должна размещаться на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4 (210 х 297 мм), через 1,5, иногда через 2 интервала. Шрифт крупный (как правило, 14 или 12 кегль), черный и четкий.
Стандартное оформление студенческой работы:
Поля: левое – 3 см, остальные – 2 см; номера страниц внизу по центру;
Шрифт: кегль 14, Times New Roman, интервал 1,5 пт;
Сноски: подстрочные постраничные (внизу страницы, от текста отделено чертой)
Структура:
Курсовая (дипломная) работа:
Содержание (план, оглавление), введение, основная часть (глава 1 (I), § 1, §2…(1.1, 1.2…), глава 2 (II)… § 1, §2…(2.1, 2.2…)); заключение (выводы), список использованной литературы (библиографический список), приложения
Реферат (доклад):
содержание (план, оглавление), введение, основная часть (§ 1, §2, §3…), заключение (выводы), список использованной литературы (библиографический список)
Контрольная работа:
содержание (план, оглавление), § 1, §2, §3…(вопросы работы), задача № 1, № 2… (если есть), список использованной литературы)
Требования по оформлению заказываемых работ желательно указать в форме заказа, либо выслать дополнительно!